25.02.2015

Самопознание и саморазвитие личности

kniga-parenj

Человек только тогда с гордостью может называться личностью, когда не останавливается в своем жизненном движении и делает максимум, чтобы реализовать себя в жизни и обществе.

Самопознание и саморазвитие личности – как раз те категории, которые обеспечат успешность и результативность процесса реализации себя. Понимание и содержание упомянутых категорий заложено в самом их названии.

Самопознание – умение, возможность и способность объективно посмотреть на себя и относиться к себе как к объекту познания. Саморазвитие – усовершенствование собственных потенциальных возможностей своими силами с целью достижения наивысшего уровня.

Наиболее развернуто, с использованием научного подхода самопознание рассматривается в психологии. Смысловые характеристики процесса познания себя представлены несколькими гранями:

  • здоровье личности – как психологическое, так и психическое;
  • гармония внутреннего мира и зрелость личности с психологической точки зрения;
  • оптимальная реализация личностного потенциала.

Описанные грани работают во взаимодействии и целостности, лишь так обеспечивается эффективность самопознания личности.

Процесс самопознания и саморазвития личности продолжителен по времени. Его осуществление проходит в течение всей сознательной жизни человека. Еще в раннем возрасте дети развиваются и познают свои возможности, окружающий мир через механизмы подражания.

Ребенок буквально впитывает все вокруг, не различая при этом содержания: что пригодится, а что не будет нужным; что относится к понятию «положительное», а что характеризуется как «отрицательное». Разделение и освоение всей воспринятой информации происходит в ходе дальнейшего саморазвития личности, где-то после 3-х летнего возраста.

Теоретических подходов к концепции саморазвития личности существует много. Один из них – Self-concept теория или самоконцепция. Предполагает способность к саморазвитию и психологическую готовность к нему. Человек, в процессе возрастного созревания, строит ряд убеждений относительно себя и находит собственный мотив, побуждающий к саморазвитию.

При этом складывается содержание мыслей и чувств человека, формируется специфика его поведения, отношение к окружающей действительности и мировосприятие. Каждый определенным образом творит собственный сценарий жизни, может усовершенствовать его при изменении сознания и образа мыслей.

kniga-mushchina

Теория самоконцепции задает структуру личности, состоящей из тройственности собственного «Я».

Я в идеале – четкое суждение о своей уникальности, включающее представления о мечтах, идеалах, надеждах и иллюзиях. Это интегрированный образ идеального для конкретной личности человека, вобравший в себя лучшие качества и поведенческие проявления, черты характера и жизненные ценности – своего рода наивысший стандарт.

Я в реальности – то, как каждый видит свой собственный образ на данный момент, подобие внутреннего зеркала, где отражается личность, ее образы мира, поведение, мотивация и прочее.

Я в оценке себя – характеристика уровня самооценки личности, чувство собственной привлекательности или неудовлетворенности собой. Самооценка поддерживает индивидуальность человека или загоняет личность в тупик.

Саморазвитие личности в данной концепции выглядит как процесс интеграции компонентов «Я». На начальном этапе определяется собственный идеальный образ, каким должен быть совершенный человек по конкретным характеристикам – это позволяет максимально уточнить задачи саморазвития и подобрать оптимальные методики. Именно на это направляется мышление саморазвивающегося человека – хотя бы 15 минут ежедневно анализируется собственное мнение.

Так постепенно формируется представление о путях приближения к идеалу: как именно необходимо себя вести, с кем именно общаться, чем заниматься и что конкретно делать. Постепенно уменьшается разрыв между «я в идеале» и «я в реальности». «Я в оценке себя» подскажет, на правильном ли пути человек.

Самопознание неотрывно от саморазвития личности. Человек, не понимающий и не принимающий себя таким, как есть, свои уникальные особенности не сможет конструктивно подойти к процессу саморазвития, понять его направление и движущий мотив.

Оцените материал
(5 голосов)
Прочитано 4153 раз Последнее изменение Четверг, 26 Февраль 2015 23:21

Понравилась статья? Поделись с друзьями :)

Добавить комментарий

Оставьте комментарий!

         


Защитный код
Обновить